ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР И СУБЪЕКТЫ РФ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Коммерческие банки в процессах проектного финансирования
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что российские коммерческие банки не выдерживают международной конкуренции ни по количеству предоставляемых услуг, ни в их качестве; ни в стратегии мирового развития; ни ролью в социально-экономическом инвестиционном развитии, как муниципалитетов (районов) и субъектов России, так и РФ в целом; ни по размерам уставного капитала; ни по интеграции с промышленными или сельскохозяйственными предприятиями различных отраслей, как в России, так и в зарубежных странах мира.
Основные причины? Отсутствие глубокого понимания Правительства и лично Председателя Правительства РФ роли коммерческих банков в инвестиционном развитии страны.
Отсутствие законодательства, обеспечивающего ориентиры международного развития российских коммерческих банков: от банков - трансляторов по переводу финансовых средств, до российских транснациональных банков, обеспечивающих мировое развитие российской промышленности и международной транспортно-логистической инфраструктуры, ориентированной на российский класторовый потребительский рынок.
Уровень квалификации сотрудников коммерческих банков в вопросах инвестиционных приоритетов (проектного финансирования), формирования соответствующей клиентской базы, понимания технологии производств и формирования причин разрыва финансовых потоков (кассовых разрывов) с целью обеспечения минимизации рисков при формировании финансовых потоков по возврату заемных средств заемщиком. Отсутствие производственных активов на балансе коммерческих банков. Сегодня у российских коммерческих банков активы состоят из компьютеров, столов, стульев, сейфов, акций, а иногда и офисных зданий (но чаще всего они в аренде). В связи с этим, сегодня российский коммерческий банк, в основном - это финансовая "крыша" для учредивших его акционеров. Оголившиеся в настоящее время проблемы в финансовом секторе кредитования показывают, со всей очевидностью, наличие: структурного, управленческого, правового кризиса, выход из которого может быть по следующим, взаимно не исключающим друг друга, направлениям.
Первый уровень проблем и решений.
Глобальное развитие промышленных отраслей с высокой степенью интеграции и технологической кооперацией, развитие международной конкуренции и как следствие желание транснациональных корпораций ускорить темпы внедрения наукоемких, инновационных технологий - сформировало условия по развитию фондовых рынков акций и валютных рынков (Forex) различных государств. Это было очевидным шагом, т.к. прибыль, полученная на каком то континенте, должна была быть переведена в материнскую компанию в соответствующую валюту.Таким образом. Финансовые потоки между странами являлись отражением международной кооперации производственных процессов. И этот уровень развития стал настолько объемен, что и позволил сформировать саморазвивающиеся фондовые рынки в различных странах мира, и появление банковских операций по запросу своих клиентов по покупке/продаже акций и валют.В связи с этим возникает вопрос. Насколько российская промышленность и сама Россия интегрирована в мировой производственный рынок, в рынок современных технологий, в международный кластерный потребительский рынок.Ответ заключается в том, что уровень развития российских отраслей реального сектора экономики не соответствует уровню развития технологически развитым странам. Однако. Российские коммерческие банки и их клиенты имеют практически все возможности по выходу на мировые фондовые и валютные рынки. То есть произошла диспропорция в возможностях. Спекулятивные банковские операции на российском валютном рынке не отражают возможностей реального сектора производства, реальных секторов экономики страны, т.е. международной стоимости рубля. Скорее всего, спекулятивные операции отражают: банковские возможности в спекуляциях с отечественной валютой, значительную долю коррупции при операциях покупке - продаже на рынке Forex, возможности объединения банковских капиталов для "разогрева" рынка валют. То, что российский международный финансово-экономический рынок представляет собой сырьевой нефтегазовый сектор экономики обуславливает и предопределяет:- отсутствие технологической диверсификации на предприятиях различных отраслей;- отсутствие диверсификации ссудного капитала по субъектам России при реализации инвестиционных проектов. Имеются инвестиционные программы федерального уровня и инвестпрограммы субъектов России;- отсутствие долгосрочной инвестиционной стратегии конкурентного развития страны, как составной части мирового интеграционного рынка капитала, технологий, производств и товаров, и услуг;- крайне низкий уровень развития конкурентных на мировом рынке межсубъектных производственно-технологических связей. Газовые и нефтяные трубопроводы единственное, что объединяет субъекты материально, производственно, финансово-экономически, а порой и социально. Решение очевидно. Рыночная финансово-экономическая свобода должна функционировать в рамках российского законодательства. А если этих законов нет, или они приняты неадекватно к реалиям, то и цивилизованного финансового рынка нет, отсутствует и глубокая, конкурентная финансово-производственная кооперация не только между производственными системами, но и между субъектами РФ. Почему же за десятилетия развития социально-экономических основ государства произошла деформация законов, структур управления, государственных институциональных государственных структур. Причина - отрицание существование объективных законов экономики развития государства. И главным спонсором такой идеологии - Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. Для него первичное - политические законы, которые изобретает и утверждает лично он.
Иными словами - его личная власть; желания, облеченные в закон. Пример: изменения часовых поясов на территории России, переименование милиции в полицию, замена НДС на налог с продаж и т.л. В России проблем выше крыши, а этот человек занимается непонятно чем.
Второй уровень проблем и решений.
Переменные и постоянные издержки операционных затрат себестоимости товаров, работ и услуг. Не редко, когда государственные чиновники не понимают смысла мировой и межгосударственной конкуренции. А смысл простой - минимизация переменных и постоянных издержек при производстве социального продукта (работ, услуг). И этому смыслу подчинена вся экономическая мощь индустриальных государств. Банки, инвестиционные компании, венчурные фонды, университетские научные лаборатории, свободные экономические зоны и т.д. - все направлено: - на снижение издержек при производстве социальных продуктов; - на ускорение темпов внедрения соответствующих мероприятий. А как же прибыль, дивиденды по акциям, доходность на вложенный ссудный капитал? Дивиденды - это показатель, позволяющий привлекать миллионы, миллиарды денежных средств на реализацию инвестиционных проектов, направленных на минимизацию производственных издержек за счет инновационных решений, либо за счет принципиально новых технологий, основанных на академических, отраслевых научных открытиях. Казалось бы все просто.
Однако в российской практике несколько иначе - государственная глупость и тупость, облеченная в закон, процветает.
Вот только несколько примеров.
Постановление Правительства РФ от
22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их
разработки и утверждения»п.13 . . . . . . . . . . . . . . . При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке ркфинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта. Это те средства, которые входят в состав себестоимости операционных затрат. Но вот в чем проблема. Если ставка рефинансирования ЦБ РФ - 12%, а стоимость заемного капитала 25%, то становится очевидным, что 9% заемного капитала должны погашаться из прибыли. Однако и прибыль, рентабельность ограничена - 3%. И что делать предприятию, как и за счет чего внедрять новые, конкурентоспособные технологии, инновационные достижения. А ни как. Пусть все предприятия будут в долгах, как в шелках перед центральной "властью" России. И еще образчик. Приказ ФСТ от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении Методики указаний
по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» п.31. . . . . . . . Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы
налога на прибыль, определяются регулирующим органом в
размере, не превышающем 7% от запланированных на соответствующий год расходов,
уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций.
Если регулятор устанавливает темп ежегодного роста тарифов не более 3%, то возникает вопрос, а зачем ограничения в 7%. Очень просто, чтобы не было ускоренной амортизации основных производственных фондов, чтобы предприятие не смогло выплачивать проценты по заемному капиталу. Одним словом, чтобы ЖКХ не было не только конкурентоспособным, но и находилось в постоянном в предкризисном, стагнационном состоянии. Возникает вопрос: "О каком социально-экономическом развитии идет речь? О какой международной конкуренции?"
Третий уровень проблем и решений.
Механизм формирования себестоимости единицы продукции, основанный на ее удельных затратах, а также цены продажи, сформирован таким образом, что изменение любого показателя по издержкам, любого показателя из состава валовой прибыли, любого показателя из налогообложения - моментально отражается на цене товарной продукции (работ, услуг).
Единственным показателем из всей системы операционных затрат себестоимости является налог на заработную плату физических лиц, составляющий в РФ - 13%. Учитывая, что он входит в состав фонда заработной платы работника, то этот налог не выделяется отдельной строкой в издержках производства и ни как не влияет ни на цену товара, ни на НДС, на на другие показатели. Но влияет другой налог, связанный с ФОТ - выделяется отдельной строкой в составе себестоимости: ЕСН (единый социальный налог), который равен 30% от ФОТ.
Становится со всей очевидностью понятным, за исключением ряда членов государственной бюрократии, что любое мероприятие, связанное с любой инвестиционной программой, основанной либо на замене физически и/или морально устаревшего механизма, оборудования, либо на инновационном внедрении новой технологии, либо на частичной реконструкции, либо на строительстве нового производственного объекта - возможно только при условии сокращения (некотором уменьшении) удельных затрат по переменным и/или постоянным издержкам производства.
Именно это снижение издержек производства дает любому (малому, среднему, крупному) предприятию выплачивать привлеченные инвестиционные ресурсы - заемный ссудный капитал и проценты по нему.
Именно поэтому ключевым звеном в инвестиционном развитии всех видов производств, всех видов отраслевых предприятий, всей социально-экономической системы России является - механизм формирования ставки рефинансирования Центральным банком Российской Федерации.
Слишком большой процент ставки рефинансирования - не только приостановит развитие страны, но и сформирует условия долгосрочной стагнации, неконкурентоспособности на международной арене, а в конечном итоге и к развалу государства.
Слишком малый процент ставки рефинансирования ЦБ РФ, не обеспеченный наличием необходимого количества социальной товарной продукции, депозитными процентами по счетам физических и юридических лиц, вызовет отток капитала, резкое повышение уровня спекулятивных операций на фондовых рынках, ослабление национальной валюты, а в конечном итоге приведет к финансовому кризису.
Именно поэтому механизм инвестиционного формирования ставки рефинансирования ЦБ должен базироваться на учете дифференциации уровней динамики развития по всем отраслям промышленности и сельского хозяйства страны. С учетом темпов развития малого, среднего и крупного бизнеса по субъектам Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий